ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ</span>

Народная оценка качества

16 августа 2017

Каковы открытость, комфортность и удовлетворённость работой поликлиник?

Общероссийский народный фронт взял под контроль реализацию утверждённого Правительством РФ приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Теперь ежедневно в рамках проекта ОНФ «Народная оценка качества» в различных городах нашей страны активисты фронта инспектируют поликлиники.

Источник проблем - нехватка специалистов

По итогам мониторинга поликлиник Брянской области, проведённого в рамках проекта «Народная оценка качества», эксперты ОНФ провели «круглый стол», в котором приняли участие представители департамента здравоохранения региона и общественного совета при департаменте.

Общественники представили этот проект фронта, который направлен на улучшение системы независимой оценки качества работы организаций социальной сферы, на развитие общественного контроля и тиражирование лучших управленческих практик. В рамках проекта активисты ОНФ посещают социальные учреждения, беседуют с посетителями, сотрудниками, руководством, а полученные в ходе мониторинга сведения заносят в анкеты. Такие же анкеты граждане могут заполнить самостоятельно на сайте narocenka.ru. Информация о выявленных недостатках направляется в органы власти, местного самоуправления и контрольно-надзорные ведомства.

В июле активисты ОНФ посетили поликлиники в Брасовском, Клинцовском, Новозыбковском, Выгоничском и Красногорском районах области, а также амбулаторию в поселке Супонево, которая входит в структуру Брянской районной больницы. По пятибалльной шкале оценивались открытость и доброжелательность врачей и медперсонала, комфортность, время ожидания приёма и удовлетворенность пациентов качеством работы лечебного учреждения.

Высший балл получила Клинцовская поликлиника. Здесь пациенты главными проблемами назвали отсутствие кондиционеров, кулеров с питьевой водой, нехватку парковочных мест и скользкую плитку на лестницах здания. По четыре балла – у поликлиник в Выгоничах и Красной Горе. На «тройку» респонденты оценили работу Новозыбковской и Брасовской поликлиник, а также Супоневской амбулатории.

Чаще всего пациенты, а это в основном пожилые люди, жалуются на очереди и длительное ожидание приёма врача. Посетители Брасовской поликлиники, по их словам, не могут попасть к доктору в день обращения, а врачи и персонал Новозыбковской поликлиники, как считают пациенты, не оказывают достаточного внимания больным.

На особом контроле у ОНФ находится Супоневская амбулатория. Сейчас она располагается в помещении, которое не приспособлено для функционирования лечебного учреждения. Первые результаты обращения активистов в органы местного самоуправления уже есть. По информации администрации Брянского района, подготовленная ранее проектно-сметная документация на возведение здания амбулатории актуализируется, участок, где несколько лет назад были начаты работы, передан Управлению капитального строительства Брянской области.

Результаты мониторинга, проведенного активистами ОНФ, совпадают с итогами независимой проверки данных поликлиник в 2016 году. Впрочем, все опрошенные пациенты поликлиник, несмотря на выявленные недостатки, положительно оценивают работу как врачей, так и лечебных учреждений в целом. А основным источником существующих проблем называют нехватку специалистов. Общественники передали представителю департамента здравоохранения Брянской области обращение с просьбой устранить выявленные недостатки.

«В ходе обсуждения отмечалось, что проект ОНФ «Народная оценка качества» позволяет не только выявить актуальные проблемы лечебных учреждений, но и дает возможность людям рассказать о положительных моментах, публично выразить благодарность врачу. Тем самым граждане помогают определить лучшие управленческие практики в медицине, которые в перспективе получат дальнейшее распространение», - цитирует пресс-служба ОНФ члена регионального штаба фронта, координатора проекта «Народная оценка качества» в Брянской области Людмилу Федотову.

Решить без дополнительного финансирования

Представители ОНФ провели мониторинг доступности и качества оказания медицинской помощи в поликлиниках восьми муниципальных образований Иркутской области. Выявленные проблемы обсуждены в ходе «круглого стола» с участием представителей министерства здравоохранения региона, главных врачей ведущих лечебных учреждений области, представителей общественных организаций в сфере здравоохранения.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Иркутской области Наталья Протопопова отметила, что это первый мониторинг, проведенный в рамках нового проекта фронта «Народная оценка качества». Он проводился путём опроса и позволил выявить как системные проблемы, характерные для большинства медицинских учреждений региона, так и локальные.

«В основном пациенты жаловались на нехватку узких специалистов, организацию работы регистратуры, в том числе неудобную систему записи на приём к врачам, большие очереди при заборе крови на анализ, на отсутствие доступной среды для маломобильных групп граждан, а также на общее неудовлетворительное состояние помещений, в которых располагаются поликлиники. Большинство этих проблем можно решить без привлечения значительных финансовых ресурсов», – цитирует пресс-служба ОНФ Н. Протопопову.

Об этих недостатках в ходе проведения мониторинга рассказали пациенты Усольской, Усть-Кутской и Жигаловской поликлиник. Схожие проблемы обнаружены в поликлинике Ангарского перинатального центра, где помимо прочего выявлено, что женщин вынуждают приносить расходные материалы, без которых не проводится приём. При этом персонал поликлиники пожаловался на снижение заработной платы. В Шелеховской поликлинике в целом отмечена положительная динамика, при этом остается острым вопрос отсутствия врача офтальмолога. Проблемы выявлены и в Тулунской поликлинике. Запись на ультразвуковое исследование, томографию производится здесь за полтора-два месяца, при этом навязываются платные услуги, которые можно сделать гораздо быстрее.

Самая сложная ситуация, по мнению экспертов ОНФ, выявлена на острове Ольхон в Хужирской поликлинике. В период летнего туристического сезона здесь организован круглосуточный пост оказания медицинской помощи, однако наличие дополнительного персонала не предусмотрено. Медработники пожаловались, что второй год им не дают отпуск и лишают стимулирующих надбавок к заработной плате. Самая частая жалоба связана с отсутствием необходимого оборудования для сдачи анализов. За этими услугами люди вынуждены ехать на материк.

Активисты ОНФ передали в региональное министерство здравоохранения обращение с просьбой об устранении выявленных недостатков. Представители регионального Минздрава пообещали взять на контроль выявленные проблемы, а также провести селекторное совещание с главными врачами учреждений здравоохранения области и озвучить итоги мониторинга.

Координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» в Иркутской области Александр Якубовский отметил, что данный проект фронта позволит получить независимую оценку качества предоставляемых услуг, услышать всех желающих и обобщить мнения людей о работе социальных учреждений в регионе. Свой отзыв о качестве полученной услуги можно оставить на сайте narocenka.ru.

«Организации социальной сферы должны слышать позицию граждан, ориентироваться на их запросы и повышать качество своей работы. Уверен, проект Народного фронта позволит руководству учреждений увидеть проблемы глазами пациентов и исправить имеющиеся недостатки. Лучшие управленческие практики будут тиражироваться для применения в других учреждениях региона», – сказал А. Якубовский.

«Есть моменты, над которыми надо работать»

Координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков и активисты регионального отделения фронта в Тамбовской области провели рейд в лечебные учреждения в городах Моршанск и Рассказово. По итогам проверки прошло экспертное совещание общественников с представителями управления здравоохранения области и общественного совета при этом ведомстве.

Как заметил в начале совещания В. Рожков, впечатление от посещения Моршанской детской больницы, поликлиник Моршанской и Рассказовской центральных районных больниц в целом положительное. «Но еще есть моменты, над которыми надо работать. К примеру, вызывает критику система электронной записи на приём к врачам в поликлинике Моршанской ЦРБ», – обозначил проблему координатор проекта.

Эксперты ОНФ убедились, что в середине августа к терапевту этого учреждения записаться на приём через терминал можно лишь с 1 сентября. Однако в ходе разговора общественников с работниками регистратуры выяснилось, что талоны есть на ближайшие дни. «Возникает вопрос: тогда для чего ставилась эта большая информационная система, для чего разворачивались эти терминалы? Вопрос к эффективности ее использования», – подчеркнул В. Рожков.

Как отметили общественники, в поликлинике Рассказовской ЦРБ картина с записью на приём к специалисту с помощью терминала выглядит гораздо лучше – по электронным талонам к врачу можно попасть через три дня.

Активисты ОНФ затронули проблему неэффективной организации диспансеризации граждан в Рассказовской ЦРБ – проверяющие увидели огромную очередь в коридоре учреждения. Выяснилось, что для диспансеризации выделено маленькое помещение, а на практике оказалось, что есть возможность создать более комфортные условия для людей.

Участвующая в экспертном совещании первый заместитель начальника областного управления здравоохранения Ольга Виницкая согласилась с замечаниями экспертов ОНФ и заверила, что недочеты в проверенных учреждениях будут исправлены.

Из положительных моментов эксперты ОНФ отметили, что для людей с ограниченными физическими возможностями в проверенных лечебных учреждениях создана доступная среда. Ещё один плюс, выявленный проверкой Народного фронта, – наличие в поликлинике Рассказовской ЦРБ администратора. «Это очень удобно для пациентов. Администратор помогает разгрузить очередь и сориентироваться людям в поликлинике», – заключил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Тамбовской области Олег Крохин.

Константин Щеглов,

обозреватель «МГ».



Источник: Медицинская газета