Спасая жизни: интервью с фельдшером скорой помощи Алисой Насыровой

11 сентября 2017

Как победить в конкурсе «Московские мастера», сколько вызовов делает бригада за смену и что помогает поставить диагноз — об этом mos.ru рассказал фельдшер Алиса Насырова.

Алиса Насырова, фельдшер регионального отделения № 9 подстанции № 1 Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. ПучковаАлиса Насырова, фельдшер регионального отделения № 9 подстанции № 1 Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова

Московская скорая — это больше тысячи бригад, самый крупный и современный в стране автопарк, санитарные вертолеты. За день станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова принимает 16 тысяч обращений, ее бригады выполняют 12 тысяч выездов. Причем за последние полгода столичная скорая помощь стала приезжать на вызовы быстрее.

О работе на скорой, сложностях диагностики и психологической помощи пациентам mos.ru рассказала Алиса Насырова — фельдшер в региональном объединении № 9 подстанции № 1, которая обслуживает Центральный округ Москвы. В этом году она победила в конкурсе «Лучший фельдшер скорой и неотложной медицинской помощи».

— Что помогло вам выиграть конкурс и получить звание лучшего фельдшера в конкурсе «Московские мастера»?

— Мне кажется, я просто в какой-то момент более осознанно подошла к заданиям. Знать все невозможно. Наверное, получилось лучше побороть страх публичного выступления, было больше внутреннего спокойствия. Уверена, что в реальной ситуации все ребята выполнили бы свою работу на 100 процентов.

— Что вам дает победа в конкурсе?

— Победа в конкурсе дала мне прекрасную возможность проверить себя на прочность в нестандартной ситуации, познакомиться с новыми людьми. А еще это мотивирует меня к углублению знаний по своей профессии.

Вообще я бы советовала коллегам попробовать свои силы в этом конкурсе, поскольку у нас очень много сотрудников, достойных звания лучшего фельдшера.

— Какие задания были на конкурсе?

— Конкурс состоял из нескольких этапов. Отборочные этапы включали тестирование, блицопрос, решение ситуационных задач. Во время финального задания нужно было оказать помощь мужчине, который по сценарию самостоятельно несколько раз просверлил себе грудную клетку дрелью, затем упал и повредил ногу. Кажется фантастикой: как это — просверлить грудную клетку? Но, как выяснилось, это реальный случай из жизни бригад скорой помощи.

Но самое сложное в задании заключалось в том, что пациент отказывался от госпитализации, и у него нужно было получить это согласие.

— Как удается уговорить больного?

 

— Профессиональный секрет. Каждый транспортировал пациента в стационар по-своему.

— Часто пациенты отказываются от госпитализации?

— Бывают абсолютно разные ситуации. Есть объективные причины, по которым пациенты отказываются, есть необоснованные отказы. На каждом вызове приходится действовать индивидуально, но в рамках установленных алгоритмов.

Например, если человек находится в критическом состоянии и не отдает себе отчета в своих действиях, вопрос решается с опекунами либо привлекают сотрудников полиции.

— Почему вы выбрали профессию фельдшера?

— Может, работа выбрала меня. Мое медицинское образование началось с азов — училась в колледже по специальности «сестринское дело», а после обучения появилась мечта работать в бригаде скорой помощи. Я в медицине порядка 10 лет, семь из них — на скорой.

— Вы помните свой первый рабочий день?

— Помню свою первую ночь. Организм категорично боролся за сон. Народные средства вроде крепкого кофе не помогали, вследствие чего приходилось работать над своей раздражительностью. Некоторые вызывали скорую в два-три часа утра, когда с ними что-то случилось в шесть — восемь вечера, то есть они пытались потерпеть, подождать. До сих пор не понимаю, зачем ждать. Ведь порой это приводит к ухудшению состояния. Необходимо сразу решать проблемы.

В Москве для этого есть множество способов. Многие, например, не знают, что в поликлинике в выходные работают дежурные врачи и некоторые узкие специалисты, что можно вызвать неотложную медицинскую помощь. Ну и в экстренном порядке бригаду скорой.

Больше всего трогает, когда пожилая пара относится друг к другу с нежностью и любовью

— Что вас в этой работе привлекает?

— Многое. Рабочий день, который никогда не повторится. Каждый день — это испытание характера, знаний, умения общаться. Это видеть ночную Москву без пробок. И конечно, заманчивый график работы.

Знаете, что больше всего запоминается, что меня всегда трогает? Это когда пожилая пара относится друг к другу с нежностью и любовью. Несмотря ни на что, они все равно пытаются поддерживать друг друга. Такие пожилые люди, которые не просто существуют рядом, а действительно любят, встречаются очень редко. Такое отношение мотивирует оставаться человеком, уважать окружающих, друг друга.

Самое сложное — это диагностика

— Что самое сложное в вашей работе?

— Самое важное и самое сложное в работе бригады — это диагностика. Каждая бригада оснащена необходимыми портативными устройствами для диагностики состояния пациента на догоспитальном этапе (аппараты ЭКГ, глюкометры, пульсоксиметры), которые помогают дифференцировать диагноз. Основываясь на жалобах, осмотре, полученных результатах, бригада ставит диагноз. В самых сложных и нестандартных случаях мы можем получить консультацию более опытных врачей по телефону.

— Как опыт помогает в диагностике? Симптомы могут быть одни и те же для разных болезней, как удается сделать правильный выбор?

— Опыт помогает справиться в любой профессии. Конечно, один симптом может быть проявлением нескольких болезней, но их совокупность позволяет поставить предварительный диагноз. А поскольку большинство стационаров в Москве многопрофильные, мы можем оперативно помочь пациентам с нетипичной клинической картиной или пациентам, страдающим несколькими заболеваниями.

— Сотрудникам скорой выдали планшеты, которые дают доступ к электронным картам. Это упрощает вашу работу?

— В какой-то степени упрощает. Правда, бывает, что пациент не обращается в поликлинику или его еще нет в системе, и тогда мы этой информацией просто не можем воспользоваться.

Мы стараемся и психологически помочь человеку

— Как вам удается выдерживать такую психологическую нагрузку?

— Время помогает, делает нас сильнее. Постепенно перестаешь проецировать на себя страдания человека на вызове. Некоторые люди пытаются связать данное поведение с непрофессионализмом или цинизмом. На мой взгляд, все наоборот. Работая на скорой, ты работаешь в команде. И мы можем друг друга поддержать.

Мы стараемся и пациенту помочь психологически. Если у него личная драма, всегда пытаешься объяснить, что жизнь на этом не заканчивается.

— Сколько вызовов вы получаете в смену?

 В сутки бывает 16–18 вызовов. Кроме водителя, в бригаде два фельдшера или врач и фельдшер. Если на подстанции несколько бригад, то диспетчер оценивает причину вызова и решает, какую из них направить. К ребенку или на сложные ситуации всегда стараются отправить врачебную.

Сейчас и у врачей, и у фельдшеров высокий уровень подготовки

На самом деле сейчас у большинства сотрудников скорой помощи — будь то врач или фельдшер — высокий уровень подготовки. И хотя врачи некоторые дисциплины изучали дольше и более углубленно, чем фельдшеры, здесь многое зависит от человека, от самообразования. Лучше быть хорошим фельдшером, чем плохим врачом.

— Как начинается рабочий день на скорой?

— Работа бригады начинается с проверки исправности оборудования. Также проверяется наличие необходимого объема лекарств.

Обязанности фельдшера зависят от состава бригады. При выполнении вызова на врачебной бригаде, фельдшер — правая рука врача — оперативно выполняет диагностические и лечебные манипуляции.

Работа в фельдшерской бригаде — выполнение стандарта оказания догоспитальной помощи без врача. Это очень ответственно. Наше руководство проводит множество курсов, позволяющих совершенствовать свои знания как фельдшерам, так и врачам.

— С какими болезнями приходится сталкиваться чаще всего?

— Гипертония. У нее могут быть достаточно сильные осложнения: перепады давления могут спровоцировать инфаркты, инсульты, потерю зрения, слабоумие. То есть кажущееся нам незначительным заболевание впоследствии становится достаточно серьезным. Сами по себе высокие цифры давления — это серьезная нагрузка на организм.

— Что вы чувствуете, зная, что от вас зависит жизнь человека?

— На самом деле это немного философский вопрос — зависит ли от нас жизнь. Я чувствую ответственность за качество выполненной работы. На жизнь человека влияет очень много факторов. 50 процентов здоровья — это образ жизни, 20 процентов — наследственность, еще 20 — окружающая среда, и только 10 процентов зависят от медицины.

— Какие перемены в московской медицине последних лет вы бы отметили?

— Постоянно пересматриваются стандарты и алгоритмы медицинской помощи, что позволяет улучшать ее качество. Бывают сложные и спорные моменты, но нет предела совершенству.

Работе скорой помогают электронные медкарты. Их появление — огромный шаг вперед. Электронные медкарты нужны, когда пациент не может ничего рассказать о себе, находится в тяжелом состоянии.

Также очень сильно сократился койко-день. Это хорошо с той точки зрения, что уменьшается вероятность распространения внутрибольничной инфекции. Плюс это сокращение расходов. Иногда для отдельного человека бывает необходимо задержаться в стационаре, но думаю, что в каждом случае вопрос продолжительности госпитализации решается индивидуально.

— Вы планируете дальше получать образование в этой сфере, чтобы стать врачом?

— Я сейчас серьезно думаю на эту тему, о том, что будет дальше. Очень хочется оставаться востребованной в своей профессии.

Источник: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы