ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ</span>
задать СВОЙ вопрос

Вопросы и ответы

Добрый день, могли бы вы проконсультировать и помочь в расчете трудового стажа (когда подавать документы) для получения льготной пенсии?
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, производятся Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий определены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015. При подсчете страхового стажа органами пенсионного фонда, периоды работы медицинских работников, в том числе дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые подаются страхователями (работодателями) в Пенсионный фонд Российской Федерации на каждого застрахованного работника.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан передавать бесплатно каждому застрахованному лицу (работнику), работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера,
на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица.
В случае вынесения органами Пенсионного фонда решения об отказе медицинскому работнику в назначении досрочной страховой пенсии по старости, Профсоюз работников здравоохранения г.Москвы оказывает юридическую помощь в подготовке искового заявления в суд о признании решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» неправомерным и об обязании территориального органа Пенсионного фонда назначить страховую пенсию.
Учитывая вышеизложенное, в случае получения Вами решения органов Пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной страховой пенсии и для подготовки искового заявления об обжаловании такого решения, приглашаем Вас в Профсоюз работников здравоохранения г. Москвы, расположенный по адресу: г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д.40, стр.1, корп.11, 8 этаж (юридический отдел УПО) в понедельник и среду с 9-00 до 17- 00, пятницу с 9-00 до 13-00.
О планируемом времени посещения Профсоюза просим информировать по телефонам +7(495)690-08-89 или +7(495)690-11-59.
При необходимости получения устной консультации Вы можете обратиться в Профсоюз по указанным номерам телефонов.

Исполнитель: Специалисты юридического отдела Управления правового обеспечения Профсоюза
 Добрый день! При трудоустройстве не была установлена выплата за непрерывный медицинский стаж, т.к. согласно трудовой книжки имеется перерыв в работе продолжительностью более одного месяца (дата увольнения 06.07.2020 - дата приема на работу 01.09.2022). Позже работник предъявил копии листков нетрудоспособности на период с 13.07.2020 по 15.08.2020 и требует установления выплаты за непрерывный медицинский стаж. Прошу вас подтвердить или опровергнуть правильность моего отказа от установления выплаты стимулирующего характера при трудоустройстве и после предъявления копий листков нетрудоспособности.
Порядок установления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в учреждениях государственной системы здравоохранения (далее – стимулирующие выплаты) определен Департаментом здравоохранения города Москвы (далее – ДЗМ) в пп. 16-21 Приложения 3 к приказу ДЗМ от 09.06.2012г. № 531 (ред. от 23.07.2021г).
Основанием для установления стимулирующих выплат является стаж непрерывной работы, дающий право на получение стимулирующей выплаты за продолжительность непрерывной работы в учреждениях государственной системы здравоохранения (далее – стаж работы).
Порядок исчисления стажа работы (далее – Порядок) утвержден ДЗМ (Приложение 2 к приказу ДЗМ от 09.06.2012г. № 531) в соответствии с п. 20 Приложения 3 к приказу ДЗМ от 09.06.2012г. № 531. 
В стаж работы засчитываются периоды, предусмотренные в пунктах 1-5 Порядка. Случаи сохранения стажа работы при увольнении из учреждений здравоохранения определены пунктом 6 Порядка (пп. 6.1 - 6.7).
Порядком не предусмотрено сохранение стажа работы при наличии листка нетрудоспособности.
Одновременно, стаж работы сохраняется при поступлении на работу в учреждения здравоохранения не позднее одного месяца после прекращения временной инвалидности или болезни, вызвавших увольнение из учреждений здравоохранения, а также в случае увольнения с работы, на которую работник был переведен по этим основаниям (дефис 3 п.6.1. Порядка). 


Исполнитель: Специалисты отдела экономической работы и оплаты труда Управления правового обеспечения Профсоюза
В июле 2019 года, я была принята на работу в ГБУЗ В«ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМВ» на должность оператора ЭВМ и ВМ в патологоанатомическое отделение. В связи с тем, что должность была введена впервые в указанном отделении больницы, и в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 4 Федерального закона В«О специальной оценке условий трудаВ» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. (далее - ФЗ В«О специальной оценке условий трудаВ») В«работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий трудаВ». Тем не менее, оценка условий труда за указанный период работы мной в патологоанатомическом отделении произведена не была.
В соответствии с п. 3.3. должностной инструкции оператора ЭВМ и ВМ патологоанатомического отделения, утвержденной главным врачом ГБУЗ В«ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМВ» от 17.12.2020 г, на биопсийном разделе работы оператор ЭВМ и ВМ должен присутствовать в вырезочной комнате во время приема (вырезки) биопсийного материала и под диктовку врача или лаборанта записывать макроописание прижизненных патологоанатомических исследований. При работе с биопсийным материалом используется технический формалин, пары которого неизбежно вдыхаются всеми сотрудниками, которые находятся в вырезочной комнате. На основании п. 4.2 Межгосударственного стандарта Формалин технический ГОСТ 1625-2016 В«Формальдегид является веществом, оказывающим канцерогенное воздействие. По степени воздействия на организм человека формальдегид относится к высокоопасным веществам (2-й класс опасности по ГОСТ 12.1.007)В». Таким образом, условия труда являются вредными, в связи с чем должны быть установлены дополнительные льготы и компенсации.
При личном обращении к начальнику отдела охраны труда с просьбой о проведении специальной проверки условий труда, в связи с моей наступившей беременностью и необходимостью исключения воздействия вредных веществ на организм и перевода на более легкую работу, в проведении такой проверки мне было отказано. В соответствии со ст. 254 Трудового кодекса Российской Федерации В«беременные женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторовВ». В связи с тем, что оценка условий труда не производилась, я не могу воспользоваться данным правом, и вынуждена продолжать работать, ставя под угрозу свое здоровье и здоровье своего будущего ребенка.

В связи с вышеизложенным, прошу пояснить являются ли действия работодателя правомерными?
Обязанность работодателя по проведению специальной оценки условий труда работников (далее – СОУТ) установлена статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации. 
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - закон) определен порядок проведения данной процедуры. В частности, статьей 3 установлено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Статья 14 закона определила, что условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Статьей 8 закона установлено, что СОУТ проводится в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда не реже чем один раз в пять лет. Методика утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». 
В статье 17 закона приведены случаи, при наступлении которых должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда. А именно:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан провести СОУТ на вновь организованных рабочих местах   в течение 12 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию и прекращение действия таких рабочих мест осуществляется в соответствии с распорядительными документами работодателя.
В своем обращении Вы указываете, что были приняты на работу в ГБУЗ «ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ» и исполняли свои трудовые обязанности в должности оператора ЭВМ и ВМ на вновь организованном рабочем месте с июля 2019 года. Работодатель обязан был провести внеплановую СОУТ на Вашем рабочем месте в течение года – то есть до июля 2020г. Вместе с тем, в период 2020 года действовал ряд ограничений, установленных постановлением главного государственного санитарного врача по городу Москве от 12.03.2020г. №1 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной  2019-nCoV в городе Москве» и указом Мэра Москвы от 05.03.2020 г. №12-УМ «О введении режима повышенной готовности», которые могли объективно повлиять на исполнение работодателем своей обязанности по проведению внеплановой СОУТ  в установленные сроки. С целью оценки наличия или отсутствия данных обстоятельств применительно к Вашему рабочему месту необходимо проведение контрольных мероприятий. 
Также сообщаем, что установление гарантий и компенсаций по результатам СОУТ, предоставляемых работнику за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, определены: статьёй 92 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращенная продолжительность рабочего времени),  статьёй 117 Трудового кодекса Российской Федерации (ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда), статьёй 147 Трудового кодекса Российской Федерации (оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда). Данными статьями не предусмотрен перевод работника на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов.
Перевод работника на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет установлен статьей 254 Трудового кодекса Российской Федерации. А именно: беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. Таким образом, для исключения воздействия на Ваше здоровье неблагоприятных производственных факторов, Вам необходимо предоставить работодателю медицинское заключением и соответствующее заявление. 
Также информируем Вас, что вопрос предоставления работникам гарантий и компенсаций до проведения специальной оценки условий труда на вновь организованных рабочих местах работодатель вправе решать на основе коллективно-договорного регулирования с учетом своего финансово-экономического положения.  
Если у Вас имеются основания полагать, что Ваши трудовые права и интересы нарушены – как по вопросам проведения специальной оценки условий труда, так и по вопросам уклонения работодателя от своих обязанностей, предусмотренных статьей 254 Трудового кодекса Российской Федерации - Вы можете обратиться в Профсоюз работников здравоохранения с письменным заявлением. Ваше обращение будет рассмотрено в установленном порядке и приняты все необходимые меры для защиты Ваших трудовых прав и законных интересов в случае их нарушения.

Исполнитель: Специалисты отдела охраны труда-технической инспекции труда Управления правового обеспечения Профсоюза
Выплаты за работу в условиях пандемии. Сотрудники нашего учреждения получили Президентские грамоты за борьбу с КОВИД-19, но никакие денежные выплаты им не поступили. Прошу разъяснить, положены ли денежные выплаты при получении награды данного ранга?
Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2008г. № 487 «О Почетной грамоте Президента Российской Федерации и благодарности Президента Российской Федерации» (далее – Указ № 487) определен порядок награждения Почетной грамотой Президента РФ и объявления благодарности Президента РФ.
О награждения Почетной грамотой Президента РФ издается распоряжение Президента Российской Федерации и к ней прилагается нагрудный знак, имеющий порядковый номер (пункты 8, 9 Указа № 487).
Награжденные Почетной грамотой Президента РФ и выполнившие условия п. 2 ч. 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ, имеют право на получение статуса «Ветеран труда».
«Ветеран труда» включен в категорию ветеранов (ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ), которым устанавливается социальная поддержка в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающая осуществление системы мер:
- пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- получение ежемесячной денежной выплаты;
- предоставление жилых помещений;
- компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
-оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В соответствии с пунктом 11 приложения 3 к приказу ДЗМ от 09.06.2012г. № 531 (ред. от 23.07.2021г.) работодатель может устанавливать премии и иные стимулирующие выплаты работникам учреждения в порядке и сроках, определенных коллективным договором и (или) локальными нормативными актами, принятыми с учетом мнения представительного органа работников.
Данные выплаты могут производиться при условии достаточной финансовой обеспеченности учреждения (ч. 2 п. 12 приложения 3 к приказу ДЗМ от 09.06.2012г. № 531).

Исполнитель: Специалисты отдела экономической работы и оплаты труда Управления правового обеспечения Профсоюза
Сотрудники нашего учреждения с высшим и средним медицинским образованием получили экипировку уже два раза. Младший медперсонал так же экипирован. ВОПРОС - такие сотрудники как кастелянши, уборщики, сотрудники прачечной и др. прочий персонал не получал экипировки. Они же так же являются работниками сферы Департамента здравоохранения города Москвы. Просим разъяснить данную ситуацию.
       Профсоюз работников здравоохранения города Москвы рассмотрел Ваше обращение и сообщает следующее:
       В настоящее время пунктом 9 Правил по охране труда в медицинских организациях (утверждены приказом Минтруда России от 18.12.2020 года № 928н) установлено, что при заключении трудового договора работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты (далее-СИЗ), санитарно-гигиенической одежде, санитарной обуви и санитарных принадлежностях (далее санитарная одежда), а работники обязаны правильно применять выданные им СИЗ, санитарную одежду. 
       Трудовым кодексом РФ (ст. 209, ст. 221) установлено, что средство индивидуальной защиты – средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения. Для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие. Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечить своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.
       Согласно требованиям, установленным ст. 214 Трудового кодекса РФ с 01 марта 2022 года работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Информируем Вас, что в редакции, действовавшей до 01.03.2022 года требования по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты за счет работодателя, также содержались в Трудовом кодексе РФ (ст. 212). 
       Обращаем Ваше внимание, что экипировка является форменной одеждой и обувью, обеспечение которой не регулируется трудовым или санитарным законодательством, а осуществляется на основании решения Департамента здравоохранения города Москвы (Порядок обеспечения форменной одеждой и обувью организаций города Москвы,  в отношении которых Департамент осуществляет функции и полномочия учредителя утвержден 29.04.2021 г. Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента здравоохранения города Москвы А.И. Хрипуном). Вопросы обеспечения работников форменной одеждой и обувью должны быть адресованы в Экипировочный центр Департамента здравоохранения города Москвы, в компетенции которого находится данный вопрос. 

Исполнитель: Специалисты отдела охраны труда-технической инспекции труда Управления правового обеспечения Профсоюза
Вопрос, касающийся перерыва при 6-ти часовом рабочем дне. Мы работаем в туберкулезной больнице, имеем продолжительность рабочей смены 6 часов. По ТК перерыв необходимо вводить при рабочем дне более 6 часов. Вопрос, нужно ли нам табелировать 30-минутный перерыв? Сейчас во всех табелях учета рабочего времени мы прописываем 30 минут перерыва в конце рабочей смены. Хотим выяснить, на законных это основаниях или нет?
       В соответствии с частью 1 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
       Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
       Федеральным законом от 18.06.2017г. № 125-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в статью 108 Трудового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, предусматривающие, что правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
        Приказом Минздрава СССР от 31.10.1984г. № 1240 «Об утверждении отраслевых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих учреждений, организаций, предприятий системы Министерства здравоохранения СССР» (далее – Приказ) предусматривалось, что для медицинских работников лечебно-профилактических и других учреждений здравоохранения, имеющих 6,5 часов или более короткий рабочий день, предоставление обеденного перерыва не обязательно.
       В настоящее время, вышеуказанный Приказ, в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
       Обращаем Ваше внимание, что Трудовым кодексом Российской Федерации не предусмотрены основания непредставления перерыва для отдыха и питания в зависимости от продолжительности рабочего дня или отдельным категориям работников (например, медицинским работникам).
       Учитывая вышеизложенное, при установленной продолжительности ежедневной работы (смены) в течение 6 часов, перерыв для отдыха и питания предоставляется в соответствии с частью 1 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации с последующим отражением в табеле учета рабочего времени.

Исполнитель: Специалисты юридического отдела Управления правового обеспечения Профсоюза
Добрый день! Подала в ПФР заявление о назначении пенсии по выслуге лет (мой стаж 32 года), отказали в связи с отсутствием правовых оснований на дату подачи заявления, на основании невозможным зачесть период отпуска по уходу за ребенком согласно п.21 Разъяснений Минтруда РФ №5 от 22.05.1996г. Период (15.07.1993г. по 19.12.1993г.) – уход за ребенком до достижения 1,5 лет (ребенок 13.05.1993г.р.). Правомерный ли отказ в назначении пенсии по выслуге лет, т.к. получала пособие по уходу за ребенком и были отчисления в ПФР за данный период. Спасибо!
В соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при наличии стажа не менее 30 лет в городах независимо от возраста.
Решением комиссии ГУ-ГУ №1 по г. Москве и Московской области ПФР от 12 апреля 2022года (далее- Решение) Вам отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия права на назначение(выплату) пенсии.
Согласно Решения, требуемый законодательством 30-летний стаж выработан Вами на 19.10.2020г.-(дата возникновения права).
С учетом положений, установленных приложением №7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия, право на которую возникло в 2020году, назначается (выплачивается) не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию. Решением установлено, что право на выплату досрочной страховой пенсии по старости может быть Вам предоставлено с 20 апреля 2022года при условии подачи соответствующего заявления.
В соответствии с частью 5 ст.256 Трудового кодекса РФ – отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
В соответствии с п.21 Разъяснений Минтруда РФ №5 от 22.05.1996г., п.27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012г. №30 «в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".

Исполнитель: Специалисты юридического отдела Управления правового обеспечения Профсоюза
Здравствуйте! В нашей клинике разрешен и проводится платный амбулаторный прием. Администрация вынуждает часть сотрудников проводить платные консультации в нерабочее время, не оплачивая дополнительные рабочие часы. Каков алгоритм действий врачей по защите своих законных интересов в данной ситуации? Спасибо.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениямилокальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).
Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (часть 3 ст.11 ТК РФ).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 ст.9 ТК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» порядок
и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ж) постановления Правительства РФ от 04.10.2012г.
№ 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям, обязана предоставлять сведения о графике работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг.
В соответствии со статьями 60.1, 97 ТК РФ работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени возможна на условиях совместительства (т.е. по отдельному трудовому договору) или в виде сверхурочной работы.
Профсоюзы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996г. № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Для рассмотрения Вашего обращения по существу предлагаем Вам обратиться лично или в письменном виде в Профсоюз работников здравоохранения г. Москвы, расположенный по адресу: г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д. 40, стр. 1, корп. 11, 8 этаж (отдел экономической работы и оплаты труда УПО) в понедельник, среду с 9-00 до 17-00, пятницу с 9-00 до 13-00,
либо в форме электронного документа (email: medprofsoyz@mail.ru).
При себе необходимо иметь либо приложить к обращению:
  • документ, подтверждающий членство в Профсоюзе,
  • документы, необходимые для рассмотрения Вашего обращения, по существу.


Исполнитель: Специалисты отдела экономической работы и оплаты труда Управления правового обеспечения Профсоюза
В нашей поликлинике оклад фельдшера равен окладу медсестры. Работаю фельдшером ОПНД. Хотелось бы выяснить, есть ли правовая основа в уравнение специалистов этих квалификаций по оплате, учитывая разную степень компетентности и ответственности.
Правовое понятие «Оклад (должностной оклад)» закреплено в части 3 статьи 129 ТК РФ.
Должностной оклад работника учреждения предусматривает фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение должностных (трудовых) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат, формируется от минимального должностного оклада, установленного по профессиональной квалификационной группе, с повышающими коэффициентами
Основание: п. 2.2.2 приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 09.06.2012г.
№ 531 (ред. от 23.07.2021г.), далее – приказ ДЗМ.
Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (ч. 6 ст. 144 ТК РФ).
Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007г. № 526 утверждена профессиональная квалификационная группа «Средний медицинский и фармацевтический персонал», в которой определены должности по квалификационным уровням.‌
Повышающие коэффициенты к минимальному должностному окладу работника, выражаются в процентах или долях от минимального должностного оклада, устанавливаются по профессиональной квалификационной группе в зависимости от принадлежности к квалификационному уровню, специфики трудовой деятельности и других факторов.
Основание: п. 2.2.2 приложения 1 к приказу ДЗМ.
Для рассмотрения Вашего обращения по существу предлагаем Вам обратиться лично или в письменном виде в Профсоюз работников здравоохранения г. Москвы, расположенный по адресу: г. Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д. 40, стр. 1, корп. 11, 8 этаж (отдел экономической работы и оплаты труда УПО) в понедельник, среду с 9-00 до 17-00, пятницу с 9-00 до 13-00, либо в форме электронного документа (email: medprofsoyz@mail.ru).
При себе необходимо иметь либо приложить к обращению:
  • документ, подтверждающий членство в Профсоюзе,
  • документы, необходимые для рассмотрения Вашего обращения, по существу.


Исполнитель: Специалисты отдела экономической работы и оплаты труда Управления правового обеспечения Профсоюза
Я работаю в должности ВОП с 18.02.2018 года в ГП № 66. Мне как участковому врачу с 2021 года положен дополнительный отпуск в размере 3 дней. Для получения данного отпуска я обратилась в отдел кадров ГП № 66. Однако в предоставлении мне данного отпуска было отказано в виду того, что данный отпуск в 2021 году мне не положен, поскольку он может быть предоставлен только в 2022 году. С какого года мне положен дополнительный отпуск в размере трех дней?
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.12.2021 N 2365 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого отдельным категориям медицинских работников" Правительство РФ установило отдельным категориям медицинских работников (в том числе врачам-терапевтам участковым) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 3 календарных дня за непрерывный стаж работы свыше 3 лет. Данная норма ранее также была предусмотрена постановлением Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" (пункт 32) и постановлением Совета Министров РСФСР от 17 января 1991 г. N 27 "О мерах по реализации предложений Комитета Верховного Совета РСФСР по охране здоровья, социальному обеспечению и физической культуре и ЦК профсоюза работников здравоохранения РСФСР по улучшению социально- экономического положения в системе здравоохранения Российской Федерации" (пункт 1).
В ситуации, когда трудовой договор на работу в должности врача- терапевта участкового заключен с 18.02.2018 года, право у работника на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 3 календарных дня за непрерывный стаж работы свыше 3 лет возникает в 2021 году после 18 февраля. 

Исполнитель: Специалисты юридического отдела Управления правового обеспечения Профсоюза